Структура и органы управления образовательной организацией
Структура управления дошкольным учреждением.
Управляющая система МБДОУ состоит из двух структур:
I структура – общественное управление, осуществляемое коллегиальными органами:
- Общее собрание работников учреждения;
- Педагогический совет;
- Попечительский совет.
Их деятельность регламентируется Уставом МБДОУ и соответствующими Положениями. Решения коллегиальных органов управления Учреждением носят рекомендательный характер. Решение, утвержденное приказом заведующего МБДОУ, носит обязательный характер.
Общее собрание работников Учреждения (далее - Собрание) - постоянно действующий высший орган коллегиального управления. Реализует право работников Учреждения на участие в управлении Учреждением, решает общие вопросы организации деятельности Учреждения. В состав Общего собрания входят все работники, работающие в Учреждении по основному месту работы.
На Общих собраниях МБДОУ обсуждались следующие документы: проект коллективного договора, Программа развития МБДОУ, проект Годового плана работы МБДОУ, вопросы состояния трудовой дисциплины в МБДОУ и мероприятия по её укреплению; вопросы охраны труда и безопасности условий труда работников, охраны жизни и здоровья воспитанников в МБДОУ; рассматривались и обсуждались изменения и дополнения, вносимые в Устав ДОУ, вопросы организации питания в ДОУ; финансовые вопросы, касающиеся распределения стимулирующих и компенсационных выплат работникам ДОУ, вопросы комплектования ДОУ детьми и сотрудниками.
Педагогический совет осуществляет общее руководство педагогической деятельностью МБДОУ, определяет направления образовательной деятельности учреждения, рассматривает и обсуждает Рабочие программы педагогов для использования в МБДОУ. Педсовет заслушивает отчеты заведующего о создании условий для реализации образовательных программ в МБДОУ, обсуждает вопросы содержания, форм и методов образовательного процесса, планирования воспитательной деятельности в ДОУ, рассматривает вопросы повышения квалификации педагогов и профессиональной переподготовки. Педсовет организует выявление, обобщение, распространение педагогического опыта.
В состав педагогического совета входят с правом решающего голоса все педагогические работники МБДОУ, с правом совещательного голоса – приглашенные лица.
Общественной составляющей управления МБДОУ является Попечительский совет, который
- оказывает содействие обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса МБДОУ;
- привлекает внебюджетные средства для развития ДОУ и организовывает выполнение сметы расходования внебюджетных средств;
- координирует деятельность групповых родительских комитетов в подготовке и проведении праздничных мероприятий ДОУ;
- принимает участие в подготовке МБДОУ к новому учебному году;
- осуществляет контроль по организации и качеству питания детей совместно с администрацией МБДОУ;
- оказывает помощь администрации МБДОУ в организации и проведении общих родительских собраний;
- участвует в организации безопасных условий осуществления образовательного процесса и выполнения санитарно-гигиенических правил и норм;
- оказывает помощь во взаимодействии с общественными организациями по вопросам пропаганды традиций дошкольного образования, уклада жизни МБДОУ, семейного воспитания.
II структура – административное управление, состоящее из двух уровней:
I уровень – заведующий МБДОУ, управленческая деятельность которого обеспечивает следующие условия для реализации функций управления воспитательно-образовательным процессом в МБДОУ: правовые, материальные, социально-психологические, организационные.
Непосредственное управление МБДОУ осуществляет прошедший аттестацию на соответствие занимаемой должности заведующий, назначаемый и освобождаемый Учредителем. Заведующий МБДОУ действует на основе законодательства Российской Федерации и области, Устава и в соответствии с заключенным трудовым договором. Объектом управления заведующего является весь коллектив МБДОУ.
II уровень – методисты, заместитель заведующего по административно – хозяйственной работе, медицинская сестра.
Объектом управления сотрудников второго уровня является часть коллектива согласно их функциональным обязанностям.
Методисты организуют воспитательно-образовательный процесс, готовят стратегические документы по организации деятельности коллектива, руководят организационно-педагогическими мероприятиями, осуществляют контроль деятельности педагогов и образовательного процесса, осуществляют руководство и внедрение и программ и педагогических технологий, контроль по внедрению программ и педагогических технологий, проводят мониторинг, организуют методическое обеспечение, осуществляют оперативный контроль за учебно-воспитательным процессом.
Заместитель заведующего по административно – хозяйственной работе обеспечивает организацию труда обслуживающего персонала.
Медицинская сестра МБДОУ организует питание детей, взаимодействует в данном направлении с педагогами и обслуживающим персоналом, проводит санитарно-просветительную работу среди работников МБДОУ и родителей.
III уровень управления осуществляется воспитателями, специалистами и обслуживающим персоналом.
Вывод: в МБДОУ создана структура управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения. Эффективно реализуется возможность участия в управлении ДОУ всех участников образовательного процесса. Заведующая МБДОУ занимает место координатора стратегических направлений. Стиль руководства – демократический, но он может меняться в зависимости от конкретных субъектов руководства, а также от конкретной ситуации.
Реализуя функцию планирования, администрация ДОУ непрерывно устанавливает и конкретизирует цели самой организации и структурных подразделений, определяет средства их достижения, сроки, последовательность их реализации, распределяет ресурсы. В коллективе создана атмосфера творческого сотрудничества.
В ДОУ функционирует Первичная профсоюзная организация, которая активно участвует в жизни работы учреждения.